Среда, 20.06.2018, 11:22
Ви увійшли як Гость | Група "Гости"Вітаю Вас Гость | RSS


ДНЗ "Торезький центр професійно-технічної освіти"


Категории раздела
Поиск
Валюта

Предмет, що вільно обирається

ПРЕДМЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ГРУПП №17 и 37

Тема : СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ»

Мобильность в контексте профессиональной деятельности

 

Осуществление профессиональной деятельности, в т.ч. педагогической, ставит перед человеком определенные требования: он должен быть профессионально компетентен, социально адаптирован, активен и др. Работая в постоянно изменяющихся условиях, педагог, педагог-психолог должен быть постоянно готов к возможным изменениям. С нашей точки зрения, это состояние может быть обозначено как «мобильность».

 

Современному обществу нужен мобильный профессионал, готовый к любым изменениям и новшествам. Сейчас человеку мало обладать определенными знаниями и умениями. Мир вокруг нас с каждым днем меняется все быстрее и быстрее, и порой не знаешь, к чему приведут те или иные изменения. Чтобы вписаться человеку в данный круговорот перемен, ему самому необходимо измениться.

Мобильность (от лат. mobilis — подвижный, подвижной) означает подвижность, готовность к быстрому выполнению заданий (Большой словарь по социологии); любой переход индивида или социального объекта, или ценности,  созданной или модифицированной благодаря человеческой деятельности, от одной социальной позиции к другой (Голованов О.). В социальных науках известны такие виды мобильности, как восходящая, нисходящая, социальная (Социология), образовательная (Лутохина Э.А.).

Важно понимать, что социальная мобильность общества представляет собой противоречивый процесс. Изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность), не всегда мягкое и безболезненное. Ограниченная в организованном кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального и постиндустриального общества.  Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи, отстаивать свой новый статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов - единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальные напряжения и конфликты.

В психологическом контексте понятия «мобильность», «мобильная личность» отличаются от тех, которые предлагается другими науками. Мобильность, в психологическом знании, интерпретируется как одно из качеств личности (точнее: человека), как способность изменять себя в соответствии с собственными потребностями, взглядами и  целями. 

Проанализировав исследования ученых (Амосова О.В., Дудина О.М., Ратникова П.М., Калиновский Ю.И., Томин Н.И. и др.), следует отметить, что мобильность рассматривается ими как качество личности, с одной стороны, и как процесс, с другой. Следовательно, социальная мобильность имеет двусторонней характер. Деятельность категории «мобильность» характеризуется тем, что человек может быть мобильным, если он обладает определенными личностными и профессиональными качествами, но его мобильность может, проявлятся только в деятельности и говорить о степени и уровне мобильности человека следует только при условии ее реализации в деятельности. 
Проанализировав генезис становления в научно-педагогической и социологической литературе таких понятий как «социальная мобильность», «социокультурная мобильность», «академическая и образовательная мобильность», отметим, что результатом современного профессионального образования выступает способность выпускников к профессиональной мобильности нового типа – мобильности как основе веры людей в себя и свое будущее, в свои силы и возможности.  При этом важно понимать, что мобильность проявляет конкретный человек, «порождающий смыслы и ценности, являющиеся основанием для направленных поведенческих актов» (Выготский Л.С.). Вопрос о том, как происходит порождение системы смыслов и ценностей, как происходит усложнение системы и «формируются новые параметры порядка» (Клочко В.Е.), открыт.

Вслед за В.Е. Клочко, Э.В.  Галажинским, мы будем применять понятие «целостный         человек» - «постоянно делающий себя целым из перманентного нецелого, все время…усложняющийся». Такое усложнение возможно благодаря определенным психологическим характеристикам, которые и обеспечивают мобильность. Чтобы приблизиться к разгадке рассматриваемой проблемы, выделим некоторые психологические характеристики мобильной личности.

Мобильная личность  обладает определенными психологическими особенностями, мы полагаем, что в первую очередь необходимо говорить о таких, как активность, социальная активность, пластичность,  открытость, стремление к самоактуализации. Эти характеристики позволят сохранить целостность при изменяющихся условиях, которые способствуют проявлению мобильности.

Социальная активность специалиста в обществе измеряется степенью его сознательного участия в общественной жизни. Формирование и проявление активной жизненной позиции личности специалиста связано с развитием творческих потенций личности.

Активность, являясь свойством нервной системы, становится основой для формирования личности.  На ранних этапах онтогенеза закладывается «фундамент» личности.  По мнению С.Л. Рубинштейна поведение человека совершается в определенных, заданных условиях, а его причиной являются «внутренние условия», в то же время А.Н. Леонтьев пишет, что «активное приспособление к будущему является специфической именно для поведения человека». Социальная активность выступает в многообразных внешних проявлениях. Ее полезный результат измеряется тем вкладом, который вносит человек в перестройку «обстоятельств и самого себя». Однако организуется и направляется активность субъективной позицией личности, выступающей интегральным образованием обеспечивающим «переправление» внешних требований во внутренние.

Интерес представляют идеи, высказанные В.А. Водзинской о том, что «социальная активность – высшая форма человеческой активности, которая проявляется как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее». Адаптация человека к условиям жизни основана на взаимном изменении собственно личности и ее окружения и, нередко, описывается как процесс, направленный на эффективное преодоление трудностей посредством успешного принятия решений, проявления инициативы, ответственности и способности к антиципации последствий принимаемых решений.

Мобильный человек - это психологически здоровый человек,  готовый к осуществлению профессиональной деятельности,  характеризующийся целеустремленностью и самоорганизацией. Объектом внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и он сам, что проявляется в его чувстве «Я», которое, в свою очередь, включает в себя представление о себе, самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.

Адаптируясь в общественном пространстве благодаря открытости, пластичности, активности и осознанности всех этих процессов человек самоактуализируется, тем самым проявляет себя как мобильная личность.  Такой человек создает новые схемы поведения или модифицирует уже существующие. Это позволяет ему эффективнее взаимодействовать с окружающей средой, постоянно изменяя и обновляя связанные с ней отношения.

Мобильная личность – это открытая психологическая система, обладающая изменяющимися личностными характеристиками (пластичность, активность, и др.), которые обеспечивают изменение структуры личности по требованию ситуации  без деструктивных изменений. Изменение становится возможным благодаря системной организации человека.

В рамках компетентностного подхода (Горюнова Л.В.) сформулированы требования к выпускнику профессионального образовательного учреждения. В набор компетенций мобильного специалиста входят социально-коммуникативные, образовательные, общенаучные,  ценностно-смысловые и общекультурные компетенции.  Данные компетенции и являются основной составляющей профессиональной мобильности специалиста, способного решать разнообразные задачи без психологического ущерба для себя.

Мобильность  - это психологическая особенность человека, которая не всегда находится на поверхности. Она появляется при необходимости: если в ней есть потребность. Мобильность (при ее внутреннем присутствии) в случае внешней потребности предает поведению человека целенаправленный характер, чтобы обозначенная цель смогла бы быть достигнутой при определенных усилиях.

 Профессиональная мобильность по своей природе социальная. Она может проявляться только в социальных системах; ее успех зависит от той социальной, образовательной среды, в которой происходит становление личности специалиста-профессионала. Рассуждая о профессиональной деятельности, мы придерживаемся позиции многих авторов: в ее основе лежит активность, которая является показателем степени социализации личности и проявляется не только в приспособлении личности к иным профессиональным условиям, но и направлена на их изменение. Степень изменения этих условий есть показатель активности, а, следовательно, и мобильности специалиста в профессиональной сфере. С одной стороны профессиональная мобильность специалиста выступает как результат полученного образования, а с другой стороны как фактор, определяющий это образование. Для того, чтобы рассматривать развитие и становление профессионально мобильного человека, необходимо выделить психологические характеристики, которые позволят психологам и педагогам создавать условия для формирования мобильности специалиста.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Сделать краткое конспектирование предложенного материала в рабочих тетрадях.

Письменно ответить на вопросы:

1.Перечислите основные виды мобильности.

2. В чем проявляется профессиональная мобильность?

 

ПРЕДМЕТ   ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ГРУПП№ 17,21,31,32,34

ТЕМА№1: ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА

Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. 
     Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества. 
     Ведущей целью курса “Этика и психология семейной жизни” является формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям. 
     Курс имеет следующую структуру. Во введении характеризуются цели, задачи, содержание и межпредметные связи. 
     В первом разделе “Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества” раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи. 
     Задача второго раздела “Психология личности” состоит в том, чтобы дать учащимся представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях. 
     Третий раздел “Особенности межличностных отношений юношества” раскрывает понятия о психологии межличностных отношений, о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре их поведения. 
     Раздел “Брак и семья” начинается с раскрытия понятия “готовность к браку”, затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи. 
     В разделе “Основные ценности семьи” характеризуются духовные и нравственные устои семьи, ее трудовая атмосфера, бюджет и хозяйство, эстетика быта. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи, анализируются причины возникновения неблагополучных семей. 
     В завершающем курс разделе “Семья и дети” рассматриваются темы: незаменимости семьи в воспитании детей, педагогики предупреждения и перевоспитания детского эгоизма и типичных недостатков семейного воспитания. 
     Необходимо иметь в виду, что воспитание качеств семьянина у школьников и подготовка их к будущей семейной жизни не ограничиваются рамками данного курса, а являются общепедагогической задачей, которая разрешается в той или иной степени специфическими средствами каждого учебного предмета, всей системой воспитания и обучения в школе. 
     Задача педагога, ведущего этот курс, состоит в том, чтобы активно включить родителей в воспитание качеств семьянина у своих детей. 
     Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса, поскольку их коллективное обсуждение в классе означало бы солидарность с позицией “свободного секса”, перечеркивающей этические нормы семьи. Глубоко интимные, сокровенные вопросы отношения полов могут обсуждаться лишь в доверительном общении матери с дочерью, отца с сыном. Поэтому принципом преподавания курса “Этика и психология семейной жизни” является недопустимость провоцирования у подростков и юношей переживаний сексуального характера. Необходимо бережное отношение к их чувству стыдливости. Подросток и юноша могут переступить через это чувство, но в дальнейшем не исключена возможность и преступления против совести, поскольку стыд и совесть связаны неразрывно. 
     Вопреки массовой пропаганде “сексуальной свободы”, в душе человека неистребимы стремления к высокой, чистой любви, прочной семье. Стремления эти могут быть глубоко запрятаны, “вытеснены” из сознания мнением большинства. Задачей же учителя является пробуждение духовных сил растущего человека, способных противостоять бездуховности, цинизму, разврату. 
     Курс “Этика и психология семейной жизни” может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья - это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Написать реферат по данной теме.

ТЕМА№2: СЕМЬЯ В СВЕТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ 
И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ОБЩЕСТВА


  •      1. Семья в различных культурах. 
         Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей. 
         2. Нравственные нормы брака в христианской культуре. 
         Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья - “малая Церковь”, глава которой - муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака. 
         Народные традиции русской православной семьи. 
         Устои и обряды народной жизни. Устроение домашнего очага. Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков.


                                                  ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ


  •      1. Психология личности. 
         Иерархическое строение личности. Дух, душа, тело. Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви. 
         Самосознание личности. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера. 
         Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность. 
         Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора. 
         2. Роль семьи в воспитании личности. 
         Важнейшая задача семьи -формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей. 
         Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.

 

  • ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Написать реферат по данной теме.

 

Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz