Осуществление профессиональной деятельности, в т.ч. педагогической, ставит перед человеком определенные требования: он должен быть профессионально компетентен, социально адаптирован, активен и др. Работая в постоянно изменяющихся условиях, педагог, педагог-психолог должен быть постоянно готов к возможным изменениям. С нашей точки зрения, это состояние может быть обозначено как «мобильность».
Современному обществу нужен мобильный профессионал, готовый к любым изменениям и новшествам. Сейчас человеку мало обладать определенными знаниями и умениями. Мир вокруг нас с каждым днем меняется все быстрее и быстрее, и порой не знаешь, к чему приведут те или иные изменения. Чтобы вписаться человеку в данный круговорот перемен, ему самому необходимо измениться.
Мобильность (от лат. mobilis — подвижный, подвижной) означает подвижность, готовность к быстрому выполнению заданий (Большой словарь по социологии); любой переход индивида или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря человеческой деятельности, от одной социальной позиции к другой (Голованов О.). В социальных науках известны такие виды мобильности, как восходящая, нисходящая, социальная (Социология), образовательная (Лутохина Э.А.).
Важно понимать, что социальная мобильность общества представляет собой противоречивый процесс. Изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность), не всегда мягкое и безболезненное. Ограниченная в организованном кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального и постиндустриального общества. Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи, отстаивать свой новый статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов - единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальные напряжения и конфликты.
В психологическом контексте понятия «мобильность», «мобильная личность» отличаются от тех, которые предлагается другими науками. Мобильность, в психологическом знании, интерпретируется как одно из качеств личности (точнее: человека), как способность изменять себя в соответствии с собственными потребностями, взглядами и целями.
Проанализировав исследования ученых (Амосова О.В., Дудина О.М., Ратникова П.М., Калиновский Ю.И., Томин Н.И. и др.), следует отметить, что мобильность рассматривается ими как качество личности, с одной стороны, и как процесс, с другой. Следовательно, социальная мобильность имеет двусторонней характер. Деятельность категории «мобильность» характеризуется тем, что человек может быть мобильным, если он обладает определенными личностными и профессиональными качествами, но его мобильность может, проявлятся только в деятельности и говорить о степени и уровне мобильности человека следует только при условии ее реализации в деятельности.
Проанализировав генезис становления в научно-педагогической и социологической литературе таких понятий как «социальная мобильность», «социокультурная мобильность», «академическая и образовательная мобильность», отметим, что результатом современного профессионального образования выступает способность выпускников к профессиональной мобильности нового типа – мобильности как основе веры людей в себя и свое будущее, в свои силы и возможности. При этом важно понимать, что мобильность проявляет конкретный человек, «порождающий смыслы и ценности, являющиеся основанием для направленных поведенческих актов» (Выготский Л.С.). Вопрос о том, как происходит порождение системы смыслов и ценностей, как происходит усложнение системы и «формируются новые параметры порядка» (Клочко В.Е.), открыт.
Вслед за В.Е. Клочко, Э.В. Галажинским, мы будем применять понятие «целостный человек» - «постоянно делающий себя целым из перманентного нецелого, все время…усложняющийся». Такое усложнение возможно благодаря определенным психологическим характеристикам, которые и обеспечивают мобильность. Чтобы приблизиться к разгадке рассматриваемой проблемы, выделим некоторые психологические характеристики мобильной личности.
Мобильная личность обладает определенными психологическими особенностями, мы полагаем, что в первую очередь необходимо говорить о таких, как активность, социальная активность, пластичность, открытость, стремление к самоактуализации. Эти характеристики позволят сохранить целостность при изменяющихся условиях, которые способствуют проявлению мобильности.
Социальная активность специалиста в обществе измеряется степенью его сознательного участия в общественной жизни. Формирование и проявление активной жизненной позиции личности специалиста связано с развитием творческих потенций личности.
Активность, являясь свойством нервной системы, становится основой для формирования личности. На ранних этапах онтогенеза закладывается «фундамент» личности. По мнению С.Л. Рубинштейна поведение человека совершается в определенных, заданных условиях, а его причиной являются «внутренние условия», в то же время А.Н. Леонтьев пишет, что «активное приспособление к будущему является специфической именно для поведения человека». Социальная активность выступает в многообразных внешних проявлениях. Ее полезный результат измеряется тем вкладом, который вносит человек в перестройку «обстоятельств и самого себя». Однако организуется и направляется активность субъективной позицией личности, выступающей интегральным образованием обеспечивающим «переправление» внешних требований во внутренние.
Интерес представляют идеи, высказанные В.А. Водзинской о том, что «социальная активность – высшая форма человеческой активности, которая проявляется как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее». Адаптация человека к условиям жизни основана на взаимном изменении собственно личности и ее окружения и, нередко, описывается как процесс, направленный на эффективное преодоление трудностей посредством успешного принятия решений, проявления инициативы, ответственности и способности к антиципации последствий принимаемых решений.
Мобильный человек - это психологически здоровый человек, готовый к осуществлению профессиональной деятельности, характеризующийся целеустремленностью и самоорганизацией. Объектом внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и он сам, что проявляется в его чувстве «Я», которое, в свою очередь, включает в себя представление о себе, самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.
Адаптируясь в общественном пространстве благодаря открытости, пластичности, активности и осознанности всех этих процессов человек самоактуализируется, тем самым проявляет себя как мобильная личность. Такой человек создает новые схемы поведения или модифицирует уже существующие. Это позволяет ему эффективнее взаимодействовать с окружающей средой, постоянно изменяя и обновляя связанные с ней отношения.
Мобильная личность – это открытая психологическая система, обладающая изменяющимися личностными характеристиками (пластичность, активность, и др.), которые обеспечивают изменение структуры личности по требованию ситуации без деструктивных изменений. Изменение становится возможным благодаря системной организации человека.
В рамках компетентностного подхода (Горюнова Л.В.) сформулированы требования к выпускнику профессионального образовательного учреждения. В набор компетенций мобильного специалиста входят социально-коммуникативные, образовательные, общенаучные, ценностно-смысловые и общекультурные компетенции. Данные компетенции и являются основной составляющей профессиональной мобильности специалиста, способного решать разнообразные задачи без психологического ущерба для себя.
Мобильность - это психологическая особенность человека, которая не всегда находится на поверхности. Она появляется при необходимости: если в ней есть потребность. Мобильность (при ее внутреннем присутствии) в случае внешней потребности предает поведению человека целенаправленный характер, чтобы обозначенная цель смогла бы быть достигнутой при определенных усилиях.
Профессиональная мобильность по своей природе социальная. Она может проявляться только в социальных системах; ее успех зависит от той социальной, образовательной среды, в которой происходит становление личности специалиста-профессионала. Рассуждая о профессиональной деятельности, мы придерживаемся позиции многих авторов: в ее основе лежит активность, которая является показателем степени социализации личности и проявляется не только в приспособлении личности к иным профессиональным условиям, но и направлена на их изменение. Степень изменения этих условий есть показатель активности, а, следовательно, и мобильности специалиста в профессиональной сфере. С одной стороны профессиональная мобильность специалиста выступает как результат полученного образования, а с другой стороны как фактор, определяющий это образование. Для того, чтобы рассматривать развитие и становление профессионально мобильного человека, необходимо выделить психологические характеристики, которые позволят психологам и педагогам создавать условия для формирования мобильности специалиста.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Сделать краткое конспектирование предложенного материала в рабочих тетрадях.
Письменно ответить на вопросы:
1.Перечислите основные виды мобильности.
2. В чем проявляется профессиональная мобильность?
|